07 марта 2019 года Государственная дума РФ в третьем и окончательном чтении приняла закон, который устанавливает повышенные административные штрафы за (законопроект № 606596-7) оскорбление государства в сети «Интернет». Среди обычных пользователей закон более известен как «закон об оскорблении власти».
Основной смысл его заключается в том, что ст.20.1 Кодекса об административных правонарушениях дополняется частями 3-5, из которых следует, что распространение в сети «Интернет» недостоверной информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность в интернете явное неуважение к государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, теперь будет наказываться штрафом до 100 000 рублей, а при неоднократном нарушении – штрафом до 300 000 рублей, либо административным арестом до 15 суток.
Другим законопроектом упрощается порядок ликвидации из сети «Интернет» недостоверной информации. Скорость сокращается до 1 суток (правда история с «Телеграмм» показывает, что это не всегда реально).
Первое, на что обратили внимание правозащитники и юрист Ступин Е.В., а что же такое «явное неуважение к государству, его органам» ? Например, критика мэра Москвы за отсутствие внедрения раздельного сбора отходов является явным неуважением к нему или нет? Является ли неуважением критика департамента образования Москвы за отсутствие попыток разрыва контракта на поставку питания с ООО «Комбинат питания «Конкорд» после вспышки дизентерии в детских садах Москвы? Очевидно, что ответы на эти вопросы теперь будут решать правоприменители, то есть сотрудники полиции. Именно их субъективная точка зрения будет положена во главу угла при определении термина «явное неуважение». В настоящее время представляется, что подобные расплывчатые формулировки нового закона могут привести к массовым злоупотреблениям правом со стороны правоохранительных органов, что дополнительно усилит напряженность в обществе.
Изучив закон, я задумался, а что если мы что-то не знаем, а разработчики закона (депутаты и сенаторы от партии «Единая Россия» уже знаменитые Д.Ф. Вяткин, А.А. Клишас и др.) на самом деле глубоко изучили вопрос, по их заказу проведено научное исследование?
Мнение адвоката по арбитражным спорам Ступина Евгения
Обратился к пояснительной записке к законопроекту (представлена на сайте Государственной думы), в которой должны быть представлены цели и обоснование законопроекта, но, к сожалению, в этом одностраничном документе нет ни единой ссылки на какие-либо исследования, нет расчетов о том, что данный законопроект должен улучшить, каким образом он повлияет на состояние общества, отсутствуют ссылки на каких-либо социологов, опросы фондов, изучающих общественное мнение и т.д. В пояснительной записке имеется лишь констатация утверждаемого предположения, что предлагается дополнить КоАП РФ данными изменениями.
Очевидно, что при полном отсутствии обоснования изменений в закон говорить о его необходимости, важности и целесообразности не представляется возможным. Качество подготовки и обсуждения законопроектов продолжает оставаться на чрезвычайно низком уровне. К сожалению, при существующем составе Государственной думы РФ не просматривается условий для повышения уровня законотворческой деятельности депутатов и сенаторов.
1 комментарий. Оставить новый
Статья 3 Конституции РФ – единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Следовательно, эти поправки могут быть применены к каждому человеку, гражданину РФ. Штрафы идут в казну(бюджет, общак).Таким образом, очередной удар по кошельку каждого из нас.