Решили зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя? Чтобы стать ИП, нужно сообщить о своём намерении в налоговую инспекцию. Для этого потребуется всего лишь заполненное заявление на регистрацию, оригинал и копия паспорта, а также госпошлина в размере 800 рублей (или электронная цифровая подпись). Собрать документы вполне возможно и самостоятельно. Как это сделать, читайте в нашей статье.
Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя может любой житель Российской Федерации, достигший 18 лет. Сделать это могут и несовершеннолетние с 14 до 18 лет, но только с согласия родителей, и, в таком случае, им понадобятся дополнительные документы.
Правила государственной регистрации устанавливает Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Какие документы нужны для оформления ИП?
Формируем пакет документов:
1. Оригинал паспорта (нотариально заверенные копии всех страниц паспорта, если вы подаете документы по почте или через представителя).
2. Копии всех страниц паспорта.
3. Заполненное заявление о госрегистрации физлица в качестве ИП(форма № Р21001).
Подпись на заявлении, а также копия паспорта должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, за исключением случая, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет паспорт, а также при представлении документов в электронном виде, подписанных усиленной квалифицированной подписью заявителя.
4. Квитанция об уплате госпошлины в размере 800 рублей (с помощью сервиса на сайте ФНС можно сформировать квитанцию для ее оплаты в любом банке или же оплатить онлайн).
5. Нотариально оформленная доверенность на представителя (если выбудете подавать документы через представителя).
6. Дополнительные документы, если в качестве индивидуального предпринимателя регистрируется несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.
Обратите внимание!
С 01.01.2019 при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!
Но при этом необходимо наличие:
- Квалифицированного сертификата, выданного в Удостоверяющем Центре, аккредитованным в Минкомсвязь (список УЦ)
- Криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования ГОСТ 34.10-2001, ГОСТ 34.10-2012 и ГОСТ 28147-89
- Программный компонент для работы с электронной подписью с использованием web-браузера (Крипто ПРО ЭЦП browser plug-in версия 2.0 скачать)
При подаче документов в регистрирующий орган не забудьте:
Подписать заявление на регистрацию по форме Р21001 в присутствии сотрудника регистрирующего органа (если он и вы забудете об этом, то будет отказ).
Получить у сотрудника ФНС расписку с перечнем поданных вами документов.
Куда можно подать документы?
Определяем, в какой налоговый орган подать документы.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей налоговом органе по месту его жительства, то есть по месту регистрации, указанному в паспорте.
В случае, если в паспорте отсутствует место регистрации, то государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть осуществлена в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей налоговом органе по месту пребывания.
Узнать номер, адрес и реквизиты налоговой инспекции можно с помощью сервиса ФНС: «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
Документы могут быть переданы в налоговую инспекцию любым удобным для вас способом:
1. Непосредственно в инспекцию – лично или через представителя по доверенности.
Если вы зарегистрированы в Москве, Ваша межрайонная инспекция ФНС России – № 46. Записаться на прием можно онлайн на сайте ФНС.
2. В многофункциональный центр – лично или через представителя по доверенности. Информацию об оказании данной услуги в Вашем МФЦ необходимо уточнить на сайте МФЦ.
Инспекция примет документы и выдаст (направит) расписку в их получении.
3. По почте с объявленной ценностью и описью вложения.
В пределах территории Москвы документы можно направить и получить через DHL Express и Pony Express.
4. Подать документы можно также в электронном виде с помощью сервиса ФНС: «Подача заявки на государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
Важный момент! Вместе с документами на регистрацию ИП можно подать уведомление о применении специального налогового режима. Или сделать это сразу после регистрации — в пределах установленного срока (30 дней со дня регистрации). Если пропустить срок, придется платить налоги на общей системе, что значительно осложнит учет и отчетность для небольшого бизнеса. Например, на упрощенную систему можно перейти только до начала года, а в середине года или спустя какое-то время после регистрации — нельзя. Если не оплатить патент вовремя, он тоже не действует.
Как получить документы о государственной регистрации ИП?
Если все документы в порядке, через 3 рабочих дня в налоговой инспекции вы можете получить лист записи
Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
Документы можно забрать лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Их могут направить в ваш адрес и по почте. В пределах территории Москвы документы можно получить также через DHL Express и Pony Express.
Обратите внимание! Свидетельства о регистрации индивидуальных предпринимателей с 1 января 2017 года не выдаются.
Что делать, если вы получили отказ в регистрации ИП или ООО?
С 1 октября 2018 года заявитель может снова подать документы на регистрацию ИП или ООО без повторной уплаты пошлины. Обратиться в ИФНС надо в течение трех месяцев после вынесенного решения об отказе, причем, сделать это можно только один раз.
Отказать в регистрации могут только по какому-то из оснований, указанных в законе.
Например, если неправильно заполнены документы. Иногда достаточно исправить ошибку и подать их заново.
После официальной регистрации можно на законных основаниях вести предпринимательскую деятельность: заключать договоры, открывать расчетные счета, нанимать сотрудников.
Важно знать!
Место регистрации ИП.
В качестве адреса регистрации ИП всегда указывается адрес места жительства предпринимателя, т.е. адрес регистрации физического лица по паспорту (зачастую это просто домашний адрес).
Виды деятельности по ОКВЭД.
Предприниматель может заниматься любой деятельностью, которая разрешена по закону. Но есть виды деятельности, которыми могут заниматься только компании. Например, это продажа алкоголя в розницу.
ИП может выбрать несколько видов деятельности, а заниматься чем-то одним. Но важно выбрать то направление, которое будет для ИП основным.
Для некоторых видов деятельности одной регистрации недостаточно. Например, в некоторых случаях нужно подать уведомление о начале определенных видов деятельности: розницы, общепита, ветеринарных, гостиничных, косметологических и других услуг.
Уведомление подают в тот орган, который контролирует такую деятельность. За просрочку могут оштрафовать (от 3 000 до 30 000 рублей).
Есть виды деятельности, которыми нельзя заниматься без лицензии. Тогда нужно пройти эту процедуру, иначе бизнес может оказаться незаконным: за это тоже предусмотрены серьезные штрафы.
Вид деятельности выбирают из справочника ОКВЭД. Это специальный классификатор с названиями и кодами. Код указывают в заявлении на регистрацию. Выбрать виды деятельности по ОКВЭД.
Система налогообложения.
От выбора системы налогообложения зависит, сколько налогов будет платить ИП, какую отчетность придется сдавать и можно ли заниматься определенным видом деятельности.
Есть система налогообложения, которая применяется по умолчанию — если ИП не выбрал специальный налоговый режим (например, УСН). Эту систему сокращенно называют ОСНО — общая система налогообложения. Применяя её, ИП обязан уплачивать налог на прибыль и НДС. Кроме того, ОСНО требует полноценного бухгалтерского учёта, на этой системе сложнее отчётность и больше поводов для проверок.
Кроме ОСНО есть спецрежимы, применяя которые можно уплачивать один общий налог или использовать льготную ставку. На них упрощённая отчётность, а сумма уплачиваемого налога может вообще не зависеть от фактического дохода. Впрочем, выбору системы налогообложения мы посвятим отдельную статью.
Систему налогообложения лучше выбирать после консультации с бухгалтером. Если нет опыта в бизнесе и налогообложении, можно ошибиться с выбором и налоговое бремя может оказаться неподъёмным. С выбором системы налогообложения могут помочь в налоговой инспекции. Для каждой системы есть отдельная глава в Налоговом кодексе, но без подготовки разобраться в этом сложно. До регистрации нужно обязательно проконсультироваться хотя бы с одним экспертом, потому что незнание закона не освобождает от ответственности, а платить налоги и штрафы придется из своего личного бюджета.
Скачать уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1)
Страховые взносы.
При регистрации ИП не нужно самостоятельно вставать на учет в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования — это происходит автоматически. Предприниматель платит ежегодные фиксированные взносы за себя, но никакие документы в фонды за себя не оформляет и не сдает.
Если Вы регистрируете ИП в 2019 году, то в 2020м году Вам придётся уплатить 36 238 рублей (29 354 рублей на ОПС + 6 884 рублей на ОМС). Обратите внимание, что при доходе свыше 300 000 рублей, к сумме фиксированного платежа Вам нужно будет уплатить 1% от суммы дохода, которая превысила 300 000 рублей. Кроме того, Вы уплачиваете страховые взносы с того периода, с которого были зарегистрированы в качестве ИП, за весь год Вам платить взносы не нужно.
Например: Вы зарегистрировались в качестве ИП в июне 2019 года. Заработали 500 000 рублей за 2019 год. Сколько в итоге Вы должны заплатить?
Фиксированные страховые взносы ИП за 2019 год – 36 238 рублей в год или 3 020 рублей в месяц. В статусе ИП Вы находились 7 месяцев (с июня по декабрь) – 3 020 рублей * 7 месяцев = 21 140 рублей к уплате.
Уплата 1 % сверхдохода – 500 000 рублей – 300 000 рублей = 200 000 рублей * 1% = 2 000 рублей.
Итого общая сумма к уплате – 23 140 рублей.
Подробнее о размерах страховых взносов поговорим в отдельной статье: этому вопросу посвящена отдельная статья 430 НК РФ Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Расчетный счёт.
Расчётный счёт для ИП не является обязательным.
Регистрация ИП — несложный процесс, пройти его можно самостоятельно или обратившись за помощью к профессиональным регистраторам.
Остались вопросы? Задайте их в комментариях или оставьте заявку на консультацию. Если Вам нужна помощь в регистрации ИП и выборе системы налогообложения – звоните по телефону: 8 (495) 142-68-75.
Автор: Ступина Екатерина